Сторінки

01/01/11

Отзыв на прочитанную книгу "Осуждение Паганини" Анатолия Виноградова от Новицкой Анны


«Осуждение Паганини» - это роман советского писателя Анатолия Виноградова, о котором, к сожалению, в наше время не часто услышишь. Уже первые строчки произведения привлекают внимание читателя: «Когда время прокладывает новую дорогу , когда новая морщина ложится на лицо земли, то старые дороги, как старые складки на лице, теряют свои прежние очертания».
Одна из таких дорог ведет прямо в Геную-город, где родился и провел свое детство известный на весь мир скрипач Паганини. А появился на свет Никколо в 1784 году и уже с раннего детства обучался музыке.
Не побоюсь сказать, что Паганини в игре на скрипке достиг совершенства. Он мог неделями не брать в руки музыкальный инструмент, но давать концерты на «ура». Талант с рождения, что тут говорить. А еще Никколо был самым настоящим виртуозом, он пытался усовершенствовать скрипку: «Я прав, натягивая новые струны на старинную скрипку и беззаконно удлиняя смычок великого мастера Турта».
Роман Виноградова повествует не только о жизни великого скрипача, но и о политической ситуации, сложившейся в то время в Италии, о карбонариях и иезуитах. Не случайно вокруг фигуры главного героя плетутся интриги и обманы, его стараются «вывести на чистую воду» и задобрить: «Вынесенный на руках на авансцену с бриллиантами и золотом на раскрытой ладони, Паганини недоуменно кланялся публике. Он кланялся низко, сгорбясь в три погибели и прикладывая правую руку к сердцу в знак полного недоумения по поводу внимания римского первосвященника и в знак того, что он униженно просит римскую толпу простить ему его громадный, подавляющий ее талант. Он просил людей простить ему его гениальность, он просил у громадного театра извинить ему непревзойденную мощь его вдохновения. У подлецов и жандармов, у воров и чиновников, у парикмахеров и римских банкиров он просил извинения за то, что он сжигает ежеминутно свою жизнь на огне огромного и неугасаемого искусства. Он просил прощения за то, что никогда не станет ни подлецом, ни вором, ни серым чиновником из мелкой поповской канцелярии сидевшие в первом ряду прелаты и кардинал-губернатор благосклонно улыбались, рукоплеща пухлыми ладонями ничтожному скрипачу, обласканному его святейшеством. Они видели раболепство этого скрипача и не чувствовали, что этот не понятый и только этим преступный гений просит прощения за свой безудержный талант». Он был гениален. Он был не понят. Его человеколюбивые намерения воспринимали как эгоистические, поступки, направленные на добро, встречали как злой умысел. Паганини, владелиц крупных денежных сумм, заработанных на многочисленных концертах, преследовался и осуждался церковью. Осуждался за то, что не бывал на проповедях и не вносил взносы в церковную казну. Николо не верил лестным фразам иезуитов, он полагался только на свои силы. Разве это неправильно?
Паганини поставил себе большую цель - освоить музыкальное искусство – и добился ее упорным трудом. Он оставил в наследство нам концерты для скрипки, сонаты для скрипки – гитары, три квартета для скрипки, альта, гитары и виолончели. И все это сделал больной человек («Каждый концерт стоил ему года жизни. В чем состояла болезнь Паганини, не мог определить ни один врач»). Потеряв голос, он «научил скрипку выражать всю полноту его мысли и чувств». Но не смотря на все жизненные трудности, имя этого человека осталось и останется в веках, человека, осужденного за гениальность и проклятого за талант…

1 коментар:

  1. Уважаемая Анна!

    Спасибо за интересный отзыв о книге А.Виноградова. Думаю, многим захочется теперь прочитать этот роман.
    Если жизнь гениального скрипача, композитора тебя заинтересовала, рекомендуем почитать о нем книгу Григорьева В.Ю. «Никколо Паганини. Жизнь и творчество».
    Предлагаем также тебе и всем, кто любит читать романы, повести о великих людях, познакомиться с не менее интересным романом американского писателя Дэвида Вейса «Убийство Моцарта», посвященного последним годам жизни и творчества гениального австрийского композитора и музыканта, 255 лет со дня рождения которого мировая музыкальная общественность отмечает 30.01.2011г. В увлекательной художественной форме автор пытается раскрыть тайну его смерти.

    ВідповістиВидалити